Снимки из книги «Московский метрополитен». Окончание.
Первый метромост. А какая реклама правящей партии и научно-технических журналов.
Станция «Полежаевская». Довольно таки редкий кадр. Специально организованные съёмки из специально подогнанного на третий путь состава.
Службы метрополитена.
Стенд с приборами крупным планом. Для любителей-специалистов.
В своё время довелось поработать в центральной метроконторе на Проспекте Мира. Довелось понаблюдать некоторые метрослужбы в работе. Жаль, что тогда у меня ещё не было такой фототехники… Такого бы наснимал! Кстати, там при входе, стояло табло с выполнением плана перевозок различными линиями. Всё время у меня появлялся вопрос: а если бы в городе случилась эпидемия гриппа? Как бы тогда выполнялся план по перевозкам? Ну, как такое можно планировать заранее?
А что за модель стоит на канаве?
Ну, и в завершение – приведу вступительную статью книге. Забавно с высоты нынешнего времени. Звиняйте, если ОЧЕНЬ много! Про лишнее скажите -- уберу. Никогда не знаешь, что станет интересно...
Московский метрополитен имени Владимира Ильича Ленина- гордость советской столицы. Он не только достопримечательность города, но и зримое свидетельство тех величайших преобразований, которые принесла с собой Великая Октябрьская социалистическая революция.
Первые попытки построить метро в Москве относятся к началу нашего века. В 1902 году в Московской городской думе рассматривался один из таких проектов. Но „отцы города" в строительстве метрополитена усматривали „нарушение городского благоустройства и благообразия", высказывали опасения за святые храмы, которые „умалятся в своем благолепии", если тоннели подземных дорог пройдут под зданиями церквей. Проект был отклонен.
После Великой Октябрьской социалистической революции рабочие и крестьяне приступили к осуществлению грандиозных социально-экономических преобразований. Вскоре страна превратилась в гигантскую строительную площадку. Пафос созидания охватил миллионы людей. Мощными темпами шла индустриализация страны, реконструировались города. Первым городом страны, который стал развиваться по Генеральному плану реконструкции, открыв тем самым новую страницу в истории градостроительства, явилась столица Советского государства.
Одной из основных проблем в городском хозяйстве Москвы был транспорт. Объяснялось это не только возрастанием численности населения, но и изменением образа жизни трудящихся. Рабочие и работницы, простаивавшие раньше по 10—12 часов у своих станков на заводах и фабриках, получили возможность учиться, посещать театры, кино, музеи.
В июне 1931 года состоялся Пленум Центрального Комитета партии, который, в частности, постановил: „Немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство метрополитена".
Через полгода, 10 декабря, во дворе небольшой бакалейной лавочки на Русаковской улице, что в Сокольниках, собралась группа людей. Это были первые строители Московского метрополитена. Первую шахту прокладывали кирками и лопатами, откатывая вагонетки с породой вручную...
Нетускнеющая яркая керамика, мозаичных панно на станции ,.Комсомолсьская"-радиальная навечно запечатлела сильных и мужественных людей — первых метростроевцев.
Для тех лет объемы работ по сооружению метрополитена были огромны. Строительство столичной подземной дороги было объявлено ударной стройкой. На призыв Московского комитета партии откликнулись тысячи добровольцев. Комсомольцы стали шефами небывалой стройки. Они овладели профессиями проходчиков, путейцев, бетонщиков, отделочников. И трудности — подземные реки, крепкие карстовые известняки, плывунные пески, юрские глины — все отступало перед упорством, задором, отвагой молодых строителей.
Стройке помогала вся страна. Более 500 различных предприятий выполняли заказы Метростроя, участвовали в сооружении метровокзалов, оснащали подземные магистрали новейшей техникой.
Настал долгожданный день. 15 мая 1935 года началось регулярное движение подземных экспрессов на трассе „Сокольники" — „Парк культуры" с ответвлением от „Охотного ряда" (сейчас „Проспект Маркса") до Смоленской площади. Длина линии первой очереди составила 11,6 километра.
Прошло сорок лет. Вслед за первой были построены и вводились в строй действующих новые линии и станции. Они стали жизненно необходимы для гигантского города. За эти годы голубые экспрессы перевезли 37 миллиардов пассажиров.
Сорокалетний юбилей столичного метрополитена пришелся на завершающий год девятой пятилетки. 30 декабря 1975 года пошли поезда по трассе Ждановско-Краснопресненского диаметра метро — самой длинной подземной магистрали города.
Теперь в столице 114 станций метро, а протяженность линий составляет 184 километра.
В декабре 1979 года были введены в строй Калининский радиус и станция „Горьковская" Московского метрополитена.
Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Леонид Ильич Брежнев направил приветствие участникам строительства и проектирования новой линии.
В приветствии говорилось:
„Претворяя в жизнь решения XXV съезда партии, вы внесли большой вклад в развитие транспортной сети столицы, в дело превращения Москвы в образцовый коммунистический город. Впервые в практике мирового метростроения без перерыва движения поездов на действующей линии в короткие сроки сооружена станция „Горьковская". На Калининском радиусе метрополитена в сложных гидрогеологических условиях выполнены большие объемы проходческих и монтажных работ. Построено шссть станций метро на высоком техническом и архитектурно-художественном уровне. Обеспечена надежная и удобная связь Ждановского, Перовского и Калининского районов с центром города, значительно улучшается транспортное обслуживание жителей столицы. Ваши достижения — результат самотверженного труда всех участников строительства, внедрения прогрессивнной технологии и постоянного совершенствования строительного производства, большой организаторской и политической работы партийных, профсоюзных и комсомольских организаций".
Сегодня поезда метро перевозят ежедневно в среднем семь миллионов пассажиров — более трети пассажиров всех видов городского транспорта столицы. В отдельные дни это число увеличивается до восьми миллионов человек. Четко налаженное движение поездов, их скорость — вот что в первую очередь привлекает пассажиров. Отсчет времени в метро уже ведется посекундно: интервал между поездами на наиболее напряженных линиях и в самое напряженное время дня — восемьдесят секунд, двадцать секунд длится стоянка на станции. Из одного конца Москвы в другой, от станции „Ждановская" до станции „Планерная", путь длиной в 36 километров голубой экспресс преодолевает за 50 минут.
Еще одно из замечательных качеств Московского метрополитена — эффективная вентиляция. Глубоко под землей в тоннелях и перронных залах воздух всегда чист и свеж. На станциях постоянно поддерживается ровная температура: 12—14 градусов тепла зимой, 20 градусов летом.
Работают в Московском метро замечательные люди — специалисты высокого класса, новаторы производства, свято чтящие традиции метрополитена, среди них старший машинист Герой Социалистического Труда Алексей Михайлович Белов.
Линии Московского метрополитена, ровно кровеносные сосуды, расходятся во все концы города. Число их увеличивается с каждым годом. Основная задача — дать возможность пользоваться самым удобным городским транспортом жителям районов-новостроек.
Сооружен Рижский радиус, берущий начало от станции «ВДНХ». Направлена эта трасса в новые жилые массивы — Свиблово, Бабушкин, Медведково. Пущен в строй и другой участок метро — от Таганской площади в Перово. На тех, кто живет в Чертанове, рассчитан Серпуховский радиус. На 14-километровой трассе будут расположены восемь новых станций. Кстати сказать, здесь предусмотрено создание пешеходных тоннелей с самодвижущимися тротуарами. Довести протяженность линий столичного метрополитена к 1996 году до 320 километров, как это предусмотрено Генеральным планом развития Москвы, — таковы планы метростроевцев.
Метрострой — одна из немногих организаций, существующих со времен первой пятилетки, ни на один год не прекращающая своей деятельности. Даже в годы войны — с 1941 по 1945 год — было сооружено более 30 километров подземных путей, открыто 7 станций. Метрострой стал кузницей кадров, зачинателем и хранителем многих трудовых традиций.
Татьяна Викторовна Федорова... Герой Социалистического Труда, заместитель начальника Московского Метрост-роя, член Комитета советских женщин, заслуженный строитель РСФСР, кавалер орденов Ленина, Отечественной войны I степени, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды, двух орденов „Знак Почета", Почетных знаков ЦК ВЛКСМ. Она пришла на строительство метро чернорабочей в 30-е годы, стала потом проходчицей-бетонщицей, бригадиром чеканщиков, закончила Московский институт инженеров транспорта, была начальником смены, шахты. Среди своих наград Татьяна Викторовна с гордостью носит значок наставника молодежи.
Как всегда, на самых ответственных участках работает Герой Социалистического Труда Иван Алексеевич Яцков, пришедший на Метрострой в 1933 году. Это под его руководством станция „Пролетарская" на Ждановском радиусе построена всего за один год.
Новое поколение метростроевцев, обогащенное опытом старших товарищей, постоянно стремится умножить их успехи, всеми делами своими доказывает, что достойно славы отцов.
Есть у строителей Московского метро традиция, общая для всей трудовой Москвы: все новое, что рождается в соревновании, в овладении техникой, содружестве с наукой, — все это становится достоянием трудовых коллективов в других городах нашей страны, да и не только нашей.
Опыт московских метростроителей успешно перенимают строители подземных дорог в различных городах Советского Союза.
Работает Пражский метрополитен, где широко используется советское оборудование. Наша проходческая техника применяется строителями метро Будапешта. Зарубежные специалисты обращаются за помощью к советским метростроителям при проектировании и строительстве подземных дорог.
Завтра столичного метрополитена — это телеуправление эскалаторами, вентиляционными установками, контрольно-пропускными пунктами. Это более комфортабельные и более вместительные составы. Это комплексная автоматика ведения поездов.
Московский метрополитен не только первоклассное транспортное сооружение, но и выдающийся памятник архитектуры советской эпохи.
В проектировании станций столичного метро участвовали видные архитекторы, в том числе В.Г. Гельфрейх, И.А. Фомин, А.В. Щусев, которые стремились не только создать комфортабельные условия для пассажиров, зрительно преодолеть угнетающие человека ощущение подземелья, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Подземные залы станций-дворцов, такиих, как «Маяковская», „Комсомольская"-кольцевая, «Кропоткинская», вошли в историю отечественной архитектуры.
Станция „Маяковская"(архитектор А. Душкин, открыта в 1938 году) глубокого заложения, но здесь в отличие от других массивные пилоны заменены тонкими металлическими колоннами, облицованными рифленой нержавеющей сталью, а их угловые части — пластинками уральского камня орлец. В 1938 году на Международной выставке в Нью-Йорке макет станции был отмечен премией.
Спустя почти двадцать лет на Межнародной выставке в Брюсселе демонстрировались макеты двух других станций — „Кропоткинская" и „Комсомольская"-кольцевая. Обе они были удостоены высшей награды — ,,Гран при".
На станции „Кропоткинская" (архитекторы А. Душкин и Я. Лихтенберг, открыта в 1935 году) потолок подземного зала поддерживают два ряда десятигранных, слегка расширяющихся кверху колонн. Их верхнюю часть украшают капители, где спрятаны невидимые снизу светильники, освещающие потолок. Благодаря этому создается чрезвычайно мягкое и равномерное освещение всего зала. Вся композиция поэтична, вутренне одухотворена.
Величественное впечатление произ-эдит подземный зал станции „Комсомольская"-кольцевая (архитекторы А.Щусев, В. Кокорин, А. Заболотная, открыта в 1952 году). Шестьдесят восемь колонн, обрамляющие посадочный зал длиной 190 и шириной десять метров, поддерживают сводчатый потолок, украшенный яркими мозаичными панно. Впечатление такое, будто вы вошли в сказочный замок. Все решение станции, и архитектурное и художественное, посвящено одной теме — борьбе русского и советского народов за свою независимость.
Создавая метро, советские зодчие использовали не только средства архитектуры, но и возможности синтеза искусств.
Подземные залы многих станций метрополитена, как залы музеев, хранят замечательные произведения изобразительного искусства. На станции ,,Площадь Революции" установлено 80 бронзовых скульптур работы выдающегося советского скульптора М. Манизера. На станции „Маяковская" живописные панно из смальты, украшающие плафоны, встроенные в свод центрального зала, выполнены по эскизам А. Дейнеки. Среди тех, кто работал над оформлением залов метрополитена, был и Павел Корин — представитель старшего поколения советских художников. Мозаичные красочные панно на станции „Комсомольская"- кольцевая сделаны по его рисункам.
Украшением дворцов является и лабрадор — минерал, в который вкраплены „глазки" золотистых, синих, зеленых, фиолетовых цветов, а также граниты различных оттенков. На станции „Маяковская" „подножия" колонн выложены прекрасным малиновым родонитом, на станциях „Белорусская"-радиальная, „Динамо", „Сокол" можно увидеть самоцветный оникс, стены станции „Семёновская" украшены светло-зеленым офикальцитом, а в оформлении „Бауманской" использован порфир. Но больше всего мраморов. На Московском метрополитене их использовано свыше 20 видов. Станция „Пушкинская" облицована уральским мрамором коелга, „Кузнецкий мост" — узбекским газганом, а станция „Калужская" — розовым мрамором слюдянка. Лучший мрамор из карьеров Грузии и Армении, Средней Азии, Украины и Белоруссии пошел на украшение столичного метро.
Благодаря умелому использованию богатой палитры мраморов и гранита, правильному освещению станциям придан жизнерадостный художественный облик.
При строительстве новых станций и переходов также будут широко применяться разнообразные пород керамика и металл.
Проектировщики и строитёли подземных дорог прилагают много творческих усилий, чтобы Московский метрополитен всегда был одним из лучших в мире.